ОО "ТРИЗ - Красноярск" - это общественное объединение под руководством мастера ТРИЗ Ю.П. Саламатова. Главной целью деятельности ее членов уже на протяжении 25 лет является создание элитного интеллектуального потенциала России, разработка и внедрение конкурентоспособных инновационных технологий, популяризация теории сильного мышления за рубежом.
ОО "ТРИЗ - Красноярск"
Часть 1
История ФСА на Дивногорском заводе низковольтных автоматов давняя. Когда - то в 80 - ых годах, подразделение ФСА было создано по решению министерства электротехнической промышленности. Основой для функционирования были соответствующие отраслевые руководящие документы РД. В группе были специалисты, они проводили работу согласно РД.
С начала реформ 90 - ых годов и исчезновения министерства, группа распалась. Возрождение ФСА началось в июне 2004 года по инициативе Генерального Директора завода Оля Егора Егоровича. Первым руководителем отдела был Власенко Сергей Иванович. В июле 2004 года в отдел был принят на работу специалист по ТРИЗ и ФСА Дмитриев Сергей Анатольевич.
После проведения цикла лекций среди специалистов завода, была сформирована временная группа из числа самых опытных конструкторов, технологов и началось работа. Первым объектов ФСА был выбрано основное изделие завода - автоматический выключатель ВА xx - xx. Пятимесячная работа завершилась 200 - страничным отчетом с рекомендациями с ожидаемым экономическим эффектом более 8 млн. руб в год.
Успешный старт ФСА привел к увеличению и разнообразию тем проведения ФСА.
Объектами исследований ФСА становились проблемы по сокращению потребления серебра и цветных металлов, сокращение затрат на производство электротехнических шкафов, сокращение затрат на подготовку производства перспективного автоматического выключателя, сокращение сроков выполнения заказов по производству шкафов по индивидуальным заказам.
За период с 2004 по 2006 гг. было проведено восемь ФСА. Экономический эффект от ФСА составил более 20 рублей на рубль вложений в проведение ФСА.
С 2006 года, отделом руководит Дмитриев Сергей Анатольевич. Отдел расширился до 9 человек и состоит из двух групп. Первая группа - исследовательская состоит из методистов ФСА, каждый из которых "ведет свою тему" совместно с группами ФСА.
Эта группа набрана из специалистов по ТРИЗ, имеющих как практический опыт разработки инновационных проектов, так и педагогические навыки и владение компьютерными технологиями проектирования.
Вторая группа состоит из молодых конструкторов и технологов, владеющих компьютерными технологиями проектирования. Задача этой группы - быстрейшее внедрение рекомендаций ФСА.
Успешный опыт предыдущих лет позволил сформировать план работ отдела на весь 2007 год, в который входят темы, связанные и с производимой продукцией, и с проектированием новой, и с верификацией рекомендаций предыдущих исследований.
На фотографии (слева - направо) представлена группа методистов ФСА, специалистов по ТРИЗ: Ведущий инженер отдела ФСА - Краев Олег Альбертович; Ведущий инженер отдела ФСА - Старовойтов Владимир Павлович; Руководитель отдела ФСА - Дмитриев Сергей Анатольевич, Ведущий инженер отдела ФСА - Мосман Петр Георгиевич.
***
Часть 2
Результаты деятельности Дмитриева Владимира Анатольевича за 2006 год
(докторантура, третий год, Политехнический интститут Сибирского федерального университета, Красноярск)
1.Подготовлена к защите и пройдена предзащита в Томском государственном педагогическом университете докторская диссертация по теме
"Концепция и система подготовки студентов - инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе технологии инновационного проектирования"( общий объем 352 стр, 4 главы, 18 таблиц и 36 рисунков).
3. На основе выполненного диссертационного исследования подготовлена к печати и издана монография "Подготовка инженеров и педагогов профессионального обучения к профессиональной творческой деятельности" (объем 242 стр., 4 главы, 18 таблиц и 36 рисунков).
4. Диссертационное исследование прошло публичную апробацию и получила положительную оценку на расширенном заседании кафедр "Инженерной педагогики" и "Строительно-дорожных машин" Красноярского политехнического института и Факультета повышения квалификации Иркутского государственного технического университета.
5 Получены акты и справки о внедрении результатов диссертационного исследования В Красноярском политехническом институте, Красноярском государственном педагогическом университете им, В.П.Астафьева, Иркутском государственном техническом университете, Лицее №1 города Усолья-Сибирского и его Белореченского филиала.
6. Подготовлено издано в СО РАО учебное пособие "Педагогические методы в профессиональном образовании" с грифом СИБРУМЦ, написанное в соавторстве с д.э.н., профессором А.И.Таюрским.
7. По результатам исследования опубликовано по теме диссертации 56 публикаций. За последние три года статьи в сборниках: Дмитриев В.А.,
Сорокин М.В. Использование технологии ТРИЗ для подготовки физиков-исследователей. Сб. "Физика в системе современного образования (ФЕСО - 05)":, Материалы восьмой международной конференции.- СПб.,Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена 2006.стр.165-166 - 704с. (Издание в центральной печати)
Дмитриев В.А. О реформировании высшего профессионального образования. Классика и современность в образовании: материалы Межрегиональной научно-практической конференции "Классика и универсум в образовании человека: диалог педагогических культур", г.Красноярск, 16-17 мая 2006 г. - Красноярск, 2006., с.23-30. 180с.;
Дмитриев В.А., Иванцова В.И. Методика оценки качества педагогических концепций. Классика и современность в образовании: материалы Межрегиональной научно-практической конференции "Классика и универсум в образовании человека: диалог педагогических культур", г.Красноярск, 16-17 мая 2006 г. - Красноярск, 2006., с.68-71. 180с.;
Общее количество публикаций по теме исследования - 56 статей 18 тезисов, 21 изобретение ( все изобретения сделаны с использованием ТРИЗ). Из них 5 опубликовано в центральной печати (включая патенты и авторские свидетельства на изобретения сделанные совместно со студентами - 18).
Написана и издана коллективная монография "Опережающее обучение" соавторстве с А.И.Таюрским и А.С.Степановой-Быковой, колеективное научно методическое пособие "Диалектика творческой педагогики" в соавторстве с Н.Н.Лукиным и Д.В.Захаржевским, электронное учебное пособие "Основы инновационного проектирования систем" в соавторстве с С.А.Привалихиным и Е.В.Шкиро.
8. Результаты диссертационного исследования были доложены и получили одобрение на Международных и Всероссийских конференциях в городе Красноярске:
Международная конференция 22-24 ноября 2006г. "Функдаментальные основы творческой подготовки инженеров" Международная конференция "Транспорт Сибири".
Проведен региональный учебный семинар для учителей Иркутской области в рамках 3-его полимодального семинара -"Образовательные модели развития одаренности, развития личностных ресурсов" 22-30 июня 2006г..
Проведен учебно-методический семинар в г. Иркутске для учителей и менеджеров системы образования Иркутской области - 13-20 октября 2006г.
9. Подготовлен доклад и компьютерная презентация по основным результатам проведенного диссертационного исследования;
10. Написан автореферат по диссертации;
11. Получены положительные отзывы по диссертационному исследованию 5 докторов наук, являющимися специалистами в области профессиональной педагогики, философии, психологии и техники.
12.За указанный период под моим руководством выполнено в рамках дипломного проектирования 6 инновационных проектов студентов инженерных и педагогических специальностей и 30 студенческих курсовых проектов с выходом на уровень объективно новых концептуальных решений. Все проекты выполнялись в соответствии с рекомендациями, разработанными в диссертационном исследовании.
Проведено 4 учебных семинара по использованию ТРИЗ в образовании в городах Иркутске, Красноярске, Ачинске и Назарово, обучено основам инновационного проектирования 30 учителей и работников системы управления образования. Ими выполнено 20 инновационных проектов по тематике их основной деятельности.
Получен патент на изобретение " Способ очистки рек от сточных вод", выполненный совместно с учениками школы по методике ТРИЗ.
Докторант ТГПУ, к.т.н., доцент В.А.Дмитриев.
***
Часть 3
Выписка из официального документа- "Заявка на участие в конкурсе по отбору в Сибирском федеральном университете исполнителей, внедряющих инновационные образовательные программы"
Раздел 1
Общая характеристика исполнителя и соисполнителя
1.1 Дмитриев Владимир Анатольевич - докторант Томского государственного педагогического университета, к.т.н., доцент СФУ подготовивший к защите докторскую диссертацию, выполненную по теме "Концепция и технология подготовки студентов - будущих инженеров и педагогов профессионального образования к творческой профессиональной деятельности на основе технологии инновационного проектирования систем". Является автором двух монографий по теме диссертационного исследования, двух учебных пособий, 32 изобретений (авторские свидетельства и патенты на изобретения РФ), три изобретения внедрены в промышленность и включены в перспективный план развития предприятий, имеет 56 публикаций в научных сборниках регионального, Российского и международного уровней... Являясь старшим научным сотрудником Красноярского "Института инновационного проектирования систем", имеет опыт работы в качестве руководителя коллектива разработчиков концептуальных и прогнозных проектов, выполненных по заказу ведущих Американских, японских фирм (участвовал в выполнении трех прогнозных проектов). Основной профессиональный интерес - обучение школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов, колледжей и техникумов, инженеров и научных сотрудников основам инновационного проектирования систем. Общий стаж преподавания дисциплин творческого блока ("Теория решения изобретательских задач", "Функционально-стоимостной анализ", "Психология творчества", "Поисковые методы проектирования", "Технические основы создания машин", "Проектирование дидактических систем", "Основы ТРИЗ-педагогики") - 25 лет. Дисциплины преподавались студентам и слушателям ФПК В Красноярском государственном техническом университете на факультетах: автотранспортном, инженерно-физическом, теплоэнергетическом, инженерно-педагогическом, Красноярском Государственном университете в качестве дисциплины по выбору на факультетах: физическом, химическом и психолого-педагогическом, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева в качестве спецкурса "Теория решения изобретательских задач" на факультетах: начального образования, географическом и филологическом. Имеет опыт преподавания этих дисциплин за рубежом (Финляндия, Хельсинский университет).. За весь период подготовлено свыше 800 специалистов инженеров, переподготовлено свыше 500 преподавателей вузов и учителей школ. В данном разделе в текстовой форме приводятся сведения, позволяющие позиционировать исполнителя и соисполнителя в системе других вузов России, реализующих данные направления подготовки бакалавров, специалистов и магистров, выполнения научных исследований и оценить системность их деятельности, направленной на стимулирование инновационной активности, в т.ч.:
1.2. Гришко Григорий Сергеевич, к.т.н., доцент СФУ ведущий сотрудник Красноярского "Института инновационного проектирования систем" имеет опыт выполнения концептуальных и прогнозных проектов по заказу зарубежных фирм, 10 лет профессионально преподает студентам и слушателям ФПК дисциплины творческого блока: "Теория решения изобретательских задач", "Основы инновационного проектирования систем", владеет английским языком.
1.3. Основной миссией исполнителя является профессиональная подготовка инженеров, исследователей и преподавателей с повышенным творческим потенциалом, способных организовывать свою профессиональную деятельность на основе самостоятельно разработанных инновационных проектов, опирающихся на объективно новые концептуальные решения и, направленные на развитие и совершенствование материальной и духовной культуры. Основой стратегии и программы развития является системно организованная, успешная, профессиональная изобретательская деятельность, опирающаяся на апробированную в нашей стране и за рубежом отечественную технологию инновационного проектирования на базе "Функционально стоимостного анализа" и "Теории решения изобретательских задач".
1.4. Творческая подготовка специалистов является неотъемлемой частью успешной профессиональной деятельности, поэтому направления и специальности подготовки будущих специалистов не имеют принципиально значения. В принципе, обучение технологиям инновационного проектирования, должно быть, реализована по всем направлениям и специальностям. Непрерывность творческой подготовки будущих специалистов определяется разработанной концепцией и технологией непрерывной творческой подготовки специалистов в системе школа-колледж, бакалавриат и магистратура.
1.5. Основными направлениями является поиск и разработка новых и эффективных подходов творческой подготовки будущих инженеров, способных осуществлять самостоятельную инновационную деятельность. Наиболее значимыми результатами научной и инновационной деятельности являются реализованная на практике модель открытого образовательной процесса непрерывной творческой подготовки инженеров и педагогов-исследователей (выполнено свыше 350 инновационных проектов в рамках курсового и дипломного проектирования, в которых инженерные решения базировались на объективно новые концептуальные идей самих студентов). Этому в значительной степени способствовала сложившаяся на данный момент ситуация во всем мире и в нашей стране, для которой характерно обращение к ценности технологий инновационного проектирования и важности методик подготовки специалистов, имеющих успешный опыт выполнения концептуальных проектов...В мировой практике все больше требуются профессиональные изобретатели, способные решать частные проблемы производства и предлагать новые и нестандартные решения. Крупнейшие ведущие фирмы Европы, Америки и Японии все больше обращаются к российскому опыту подготовки специалистов в области ФСА и ТРИЗ. Именно в области подготовки профессиональных изобретателей по оценкам зарубежных экспертов Россия занимает ведущее положение в мире. Подтверждением этому служит факт заключения с сотрудниками Красноярского "Института инновационного проектирования" контрактов на выполнение наиболее сложных прогнозных проектов развития технологий производства и повышения качества выпускаемой продукции, сложившаяся в Красноярске научная школа ТРИЗ, возглавляемая к.т.н., доцентом, Мастером ТРИЗ Ю.П.Саламатовым.
1.6. Стратегическими партнерами являются Дивногорский завод Низковольтной аппаратуры и Красноярский завод "Сибтяжмаш", где уже на протяжении уже 3 лет успешно функционирует отдел ФСА, возглавляемая сертифицированным специалистом по ТРИЗ Дмитриевым Сергеем Анатольевичем. Ведущие сотрудники отдела прошли все этапы творческой подготовки в рамках программы их обучения на основе технологии инновационного проектирования. Обучение осуществлялось на базе СФУ и Красноярского "Института инновационного проектирования"
1.7. Имеется в наличие концепция творческой подготовки инженеров и технология этой подготовки, а так же апробированная на студентах автотранспортного факультета СФУ программа подготовки.
1.8. Наиболее талантливые выпускники СФУ, прошедшие комплексную творческую подготовку по технологии инновационного проектирования и трудоустраиваются в отделы ФСА при заводе ДЗНВА и поступают в аспирантуру.
***
Часть 4
ОО "ТРИЗ-Красноярск" выполняет роль представителя интересов действующего в Красноярском крае боле 10 лет научно-педагогического коллектива ТРИЗ-педагогики. Этот коллектив сосредоточен главным образом в Координационном центре Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" по Красноярскому краю, действующем на базе Сибирского Федерального университета (СФУ), ранее - на базе Красноярского государственного технического университета (КГТУ), ныне вошедшего в состав СФУ, а также на базе лаборатории ТРИЗ Красноярского краевого Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК ПП РО). В состав коллектива на постоянной и временной основе входят учителя, педагоги дополнительного образования, мастера производственного обучения школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования, профессиональных училищ г. Красноярска и края. Руководители коллектива: Козлов Анатолий Владимирович - зав. лаб. ТРИЗ КК ИПК ПП РО, исполнительный директор Координационного центра Российской программы "Шаг в будущее" по Красноярскому краю, член Центрального Совета Российской программы "Шаг в будущее", заместитель директора Центра довузовской подготовки Политехнического института СФУ, доцент каф. радиотехнических систем ПИ СФУ, Почетный работник общего образования Российской Федерации, к.т.н.; Погребная Татьяна Владимировна - методист и руководитель курсов обучения лаборатории ТРИЗ КК ИПК ПП РО.
Названный коллектив на постоянной основе занимается новыми разработками в ТРИЗ-педагогике, а также регулярно проводит курсовое обучение педагогов г. Красноярска и края по программе, включающей как классический материал ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики, так и свои разработки.
Новые разработки участника коллектива О.В. Сидоркиной по преподаванию биологии на основе ТРИЗ были удостоены Диплома II Степени Национальной общественной Премии "Серебряный голубь" в области образования за 2005 г.
Подробная информация о работе лаборатории ТРИЗ-педагогики КК ИПК ПП РО приведена в статье "10 лет лаборатории ТРИЗ КК ИПК РО", опубликованной в сборнике докладов 9-й Челябинской научно-практической конференции "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ", июнь 2006 г.
Текст статьи прилагается. В дополнение к нему необходимо отметить, что когда на саммите Глав государств "Большой восьмерки" в г. Санкт-Петербурге (16 июля 2006 г.) был принят документ "Образование для инновационных обществ в XXI веке" - самый авторитетный документ по развитию мирового образования, где прямо указывается, что нужно учить генерации идей и решению проблем, лаборатория провела анализ этого документа и показала, что реально выполнить его требования возможно только на основе ТРИЗ-педагогики. В настоящее время в число официально названных целей лаборатории ТРИЗ-педгогики КК ИПК ПП РО включены разработки педагогических технологий, направленных на выполнение требований этого документа.
На базе Координационного центра Российской программы "Шаг в будущее" по Красноярскому краю названный коллектив ежегодно (с 1988 г.) проводит краевые зимние политехнические школы для старшеклассников продолжительностью 1 неделя. При наличии финансирования проводятся краевые летние политехнические школы (с 1998 по 2003 г. они проводились ежегодно) продолжительностью от 2 до 4 недель. На летних школах участники изучают ТРИЗ методом инновационных проектов, путем выбора и решения интересующих их проблемных задач из различных областей человеческой деятельности, параллельно лекциям-диалогам по ТРИЗ. В конце каждой летней школы проводится итоговая научная конференция. По результатам этих школ учащиеся в дальнейшем, в течение учебного года, представляют свои научные работы на школьные, районные, городские научные конференции, а лучшие работы - на краевые и Всероссийские конференции.
Программа летних политехнических школ регулярно, в течение 1999 - 2006 гг., реализовывалась представителями коллектива Т.В. Погребной и О.В. Сидоркиной, во Всероссийском Детском центре "Орленок".
На зимние политехнические школы, в связи с их кратковременностью, принимаются участники, уже имеющие задел научных работ, в том числе те, кто начали их выполнение на предшествующих летних политехнических школах, а также те, кто выполняли научные работы на основе ТРИЗ в течение учебного года под руководством учителей, прошедших обучение в лаборатории ТРИЗ-педагогики. На них также проводятся итоговые научные конференции. По результатам этих конференций формируются делегации Красноярского края на Всероссийские конференции молодых исследователей "Шаг в будущее".
Участники названного коллектива имеют десятки научных публикаций в сборниках региональных и Всероссийских научных педагогических конференций, в электронном журнале "Вопросы Интернет Образования" (http://vio.fio.ru, №№ 29 и 30 за 2005 г.). Они выполнили значительную часть работы по разработке Программы содействия развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи в Российской Федерации (заказчик - Национальный Фонд подготовки кадров, генеральный исполнитель - МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003 - 2004 гг.), а также разработки по гранту Федерального агентства по образованию, ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы", проект "Развитие молодежного изобретательства в образовательном округе университетского комплекса", 2005 г. Результаты их разработок изложены в выпущенной ими совместно со Всероссийским Детским центром "Орленок" книге "Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи. Современное научное творчество и изобретательство учащихся". В числе авторов книги - Генеральный директор ВДЦ "Орленок" А.В. Джеус, Первый заместитель Генерального директора ВДЦ "Орленок" И.В. Романец и участники коллектива А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина. Книга во многом продолжает традиции книги Б. Л. Злотина и А. В. Зусман "Месяц под звездами фантазии", но предназначена в первую очередь для педагогов. Книга была подарена Вице-Премьеру РФ Д.А. Медведеву во время его приезда в г. Красноярск по вопросам создания Сибирского Федерального университета, при посещении им одной из базовых школ названного коллектива - Школы № 10.
В настоящее время коллективом ведется работа по организации применения ТРИЗ в созданном Сибирском Федеральном университете для выполнения поставленных перед ним задач существенного повышения качества образования.
Со стороны МАТРИЗ коллективу может требоваться содействие в финансировании и распространении его книги "Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи", а в последующем - и других книг, которые им готовятся.
***
Часть 5
ТРИЗ в Аэрокосмической школе
Рисунок 1. Преподаватели ТРИЗ аэрокосмической школы и их ученики:
Преподаватели: Масалов А. Р., Литвинцева (Акуловская Н.В.), Дмитриев С.А., Студенты и учащиеся: Козырев С.Н., Беломоина Аня, Струговец Андрей, Гурков Даниил.
ТРИЗ в аэрокосмической школе (лицей при Сибирском государственном аэрокосмическом университете) появился в 1995 году с приходом в лицей преподавателя по ТРИЗ Дмитриева Сергея Анатольевича.
Аэрокосмическая школа является школой дополнительного образования, ставящей себе целью реализацию довузовской подготовки школьников 8-11 классов.
Четырехлетняя программа, объемом 252 часа включает разделы как РТВ, так и классической ТРИЗ, завершается в 11 классе курсом ФСА и ТРТЛ.
Наряду с аудиторными занятиями, с 1997 года, начала функционировать ТРИЗ - мастерская, в которой наиболее успешные учащиеся разрабатывают творческие работы под руководством преподавателей по ТРИЗ.
Органичное сочетание двух форм обучения школьников (проектной и аудиторной) позволило обеспечить успешность и устойчивость реализации образовательной программы в АКШ.
Успешность проявляется, прежде всего, в у интересе школьников АКШ к программе ТРИЗ.
Так, несмотря на то, что в АКШ принят свободный выбор школьниками дисциплин, и школьникам предлагаются большой спектр программ, преподавание которых ведется опытнейшими преподавателями ВУЗа, несмотря на то, что в последние годы наблюдается свертывание многих интересных образовательных программ в угоду усиления подготовки школьников к ЕГЭ, посещаемость занятий по ТРИЗ сохраняется достаточно высокой (порядка 25 - 40 % от общей численности учащихся АКШ).
Творческая активность учащихся выражается большим количеством творческих работ, в том числе выполненных и на высоком уровне.
Так список работ школьников достаточно высокого творческого уровня (призеры конференций не ниже районного уровня) характеризуется следующей статистикой (по состоянию на май 2006 года):
Итого:
Количество отмеченных работ - 137 (примерно 25% от общего количества работ)
Количество патентоспособных работ - 116
Количество детей, авторов отмеченных работ - 187
Количество полученных патентов, положительных решений - 15
Количество поданных заявок на патентование - 18
Количество детей - авторов изобретений - 36
Количество работ, - призеров программы "Шаг в будущее" - 29, из них в г. Москва - 4
Количество работ, - призеров программы "Юность науки" - 9, из них в г. Обнинск- 9
Количество работ, - призеров международного конкурса МА ТРИЗ - 27.
Количество авторов работ - лауреатов премии глав районов, города, края - 9
Количество детей, при зачислении в ВУЗы которых, учитывались результаты творческих работ - 34
Количество детей, продолживших обучение ТРИЗ в Вузах - 12
Количество детей, применяющих ТРИЗ после школы (дипломные работы, преподавание, работа в качестве профессиональных изобретателей) - 9.
Примечание: по работам (*) в местной и российской печати публиковались статьи.
по работам (**) авторам присуждены краевые (районные) губернаторские (мэра) премии молодежи за выдающиеся достижения.
по работам )(***) автору присуждена медали им. Гагарина за выдающиеся достижения.
Успешность реализации программы проявляется также в воспитании новых "тризовцев", пополняющих ряды ТРИЗ - движения. Это прежде всего аттестованные МАТРИЗ: Литвинцева (Акуловская) Нина, Мосман Петр, Масалов Андрей, Сергиенко Роман, Козырев Сергей, Фридрих Антон. Некоторые из выпускников успешно продолжают работать в ТРИЗ. Так, Нина Литвинцева (Акуловская), начиная с 1997 года стажировалась сначала в ТРИЗ - мастерской, затем с 1998 года стала преподавать ТРИЗ в АКШ, а с 2005 года работает завучем школы.
В мастерскихстажировались, как научные руководители, и Петр Мосман, и Юрий Антонов, и Масалов Андрей, и Сергиенко Роман, и Козырев Сергей. Работы школьников под их руководством становились победителями конкурсов, в том числе и конкурсов МАТРИЗ.
Петр Мосман сейчас работает ведущим инженером в отделе ФСА на ДЗНВА.
Аэрокосмическая школа стала "центром ТРИЗ" в рамках города, проводя весной ежегодно научную конференцию "Космотех". Секция ТРИЗ является самой многочисленной на этой конференции, собирая лучшие работы и участников школ города. Практически, ежегодно на эту конференцию приезжает и делегация из г.Усолье - Сибирское Иркутской области.
Ежегодно аэрокосмическая школа, направляет на патентование отдельные решения школьников и получает положительные решения. Сергей Козырев, за свои "школьные" изобретения стал автором трех патентов на изобретения, одно из которых занесено в российскую базу перспективных изобретений, подлежащих внедрению.
Успешные школьники - "тризовцы" становятся стипендиатами престижных стипендий глав районов, города, края. Многим вручаются и престижные премии глав администрации.
Периодически, в СМИ появляются статьи или телепередачи с участием школьников - "тризовцев" АКШ.
Знаменательное событие состоялось 11 марта 2002 года, когда состоялась встреча школьников с представителем японской фирмы "SANYO" Mr. Naohide Tanigawa и Ю.П.Саламатовым. Встреча проходила в виде конференции, записывалась местной телевизионной кампанией. (В эфир, кстати, ее и так и не выпустили). На гостя встреча произвела сильное впечатление, об этом он рассказал детям.
АКШ поддерживает мероприятия МАТРИЗ, направляя преподавателей и детей на "Икариады" через всю Россию. Так, в 2001 году в Петрозаводске были Дмитриев С.А. и ученик АКШ Фридрих Антон. В 2006 году на "Икариаде" были Дмитриев С.А. и школьники Руднев Антон и Ясницкий Петр.
На конкурсы МАТРИЗ были направлены около 70 работ, из них 25 стали призерами. <;br />
Подводя итог, следует сказать, что, опыт и достижения ТРИЗ в аэрокосмической школе официально признанны органами образования. Так, в 2006 году учащийся АКШ Запятой Даниил и его научный руководитель, и учитель Дмитриев С.А. занесены в российскую энциклопедию "Одаренные дети - будущее России" (http://deti.llr.ru/content/121), а программа элективного курса по ТРИЗ Дмитриева С.А. стала финалистом краевого конкурса элективных программ и получила диплом в 2007 году.
Опыт ТРИЗ в АКШ требует серьезного осмысления и распространения в рамках ТРИЗ - движения.
Рисунок 2. Статья в газете "Комок" популярной журналистки Нелли Раткевич
Дмитриев Сергей Анатольевич.
***
Часть 6
Сведения об общественной организации "ТРИЗ - Красноярск", (членский билет №10)
-Число членов организации, 27
в том числе имеющих аттестацию и сертификаты различного уровня 2 уровень 7 3 уровень 5 4 уровень 4 Мастер ТРИЗ 1
-Проводимые за последнее время курсы и иные формы обучения (где, для кого, объем, кто читал, сколько обучающихся)
Регулярные занятия в школах города:
Аэрокосмическая школа. Учащиеся 8-11 классов, 250 человек. Преподаватели: Аверина В.А., Литвинцева (Акуловская) Н.В., Дмитриев С.А., Масалов А.Р. Курс РТВ-ТРИЗ-ФСА-ТРТЛ. 252 часовая программа+творческие мастерские. Подробнее в прилагаемых материалах.
Общеобразовательная школа №22. Учащиеся 1-4 классов. 280 человек, курс РТВ 72 часа; 5-11 классы 160 человек курс РТВ 72 часа, индивидуально - групповые занятия +творческие мастерские 350 человек, индивидуальная программа ТРИЗ - ФСА - инновационное проектирование. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А., Вершинникова Л.А.
Стажерская площадка "ТРИЗ - педагогика" для учителей района. Один раз в месяц. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А. Выписки из официальных документов прилагаем
Общеобразовательный Лицей №1. Учащиеся 2-11 классов, около 400 человек. Преподаватели: Золотарева Е.П., Игнатьева А.В., Щелупова Т.С., Старовойтова Т.И. (спецкурс патентоведения, зав. кафедрой ТРИЗ) Курс РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ, 180 часов.
Лицей №8 Учащиеся 2-4 классов, около 40 человек. Преподаватели: Привалихин С.А., 3 человека, 10 кл. - индивидуально - групповые занятия.
Школа №19 Учащиеся 5-7 классов, около 50 человек., 72 час. Преп. Журавлев Ю.Ф.
Регулярные занятия в выездных школах края г. Назарово, СЮТ, 72 часа, 50 человек.
Назаровский район, 72 часа,40 человек.
"Экспедиция к успеху. Программа "Шаг в будущее"" Модульное обучение. Введение в ТРИЗ, 72 час., 85 учащиеся и педагоги. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А
Регулярные занятия в выездных школах и школы за пределами края
г. Северобайкальск, летние учебно - оздоровительные лагеря. Введение в ТРИЗ, 40 часов, 20 школьников, 5-11 классы. Дмитриев С.А.
"Лицей №11" "Введение в ТРИЗ" 32 часа. 2,3,5 классы. Факультатив 11 классы. Общий объем часов - 65 часов. Преподаватель - Заец Даниил, выпускник школы, ученик Дмитриева С.А., кандидат на аттестацию.
"Программа "Шаг в будущее - Сибирь"- Евразийский фестиваль. г. Слюдянка, Иркутская обл., Введение в ТРИЗ, 36 час., 90 лучшие учащиеся Восточной Сибири, Бурятии. . Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А
Г. Усолье - Сибирское. Полимодальный семинар для учителей области. Введение в ТРИЗ, 40 час., 80 человек. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А
Г. Иркутск, Лицей №1. Введение в ТРИЗ, 36 час., 100 учащиеся 8-10 кл. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А
Разовые семинары с учителями города
"Творчество, как основа здоровьесохраняющей среды", 8 часа. Для директоров и завучей. . Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А
Курсы на предприятиях
Курс "Введение в технологию инновационного проектирования" для молодых специалистов Дивногорского завода НВА. 20 часов. Преподаватели: Дмитриев С.А., Краев О.А.
-Есть ли коллектив, решающий задачи на постоянной основе (кто, сколько) Группа ФСА на Дивногорском Заводе Низковольтных Автоматов, 4 человека. Дмитриев С.А., Краев О.А., Старовойтов В.П., Мосман П.Г. Подробная информация размещена на сайтах; http://www.inventech.ru/pub/qual/fsa/fsadzna/, http://rus.triz-guide.com
-Подготовлены ли печатные работы, издания Диски "Планета ТРИЗ студентов и школьников", "Планета ТРИЗ в аэрокосмической школе", Диссертация на соискание степени Д.П.Н. Дмитриева В.А.., монография В.А.Дмитриева "Концепция и технология подготовки инженеров и педагогов профессионального образования на основе технологии инновационного проектирования" коллективная монография В.А.Дмитриева и др."Опережающее обучение", учебное пособие В.А.Дмитриева и А.И.Таюрского "Педагогические методы в профессиональном образовании", учебно-методическое пособие В.А.Дмитриева и Д.В.Захаржевского "Диалектика творческой педагогики".
-Есть ли публикации о решенных задачах Отчеты о проведении ФСА на ДЗНВА. Для внутреннего пользования. Патенты Аэрокосмической школы, лицея №1, школы №22. Общее количество - около 30. Публикация десятков решений учащихся в сборниках научных конференций, дисках "Планета ТРИЗ". -Что Вы считаете необходимо на данном этапе? Какая помощь Вам необходима -в сертификации,
Бесплатная аттестация на 2 уровень призеров конкурса МАТРИЗ 2004-2006 гг:
Заец Даниила
Заец Кирилла
Сапронова Артема
Гринева Виктора
-в литературе: Требуется книги, журналы по ТРИЗ в количестве 100 - 200 шт. в год по минимальным ценам.
- в повышении квалификации: Требуется проведение семинара(ов) для менеджеров и высококвалифицированных специалистов ДЗНВА по ФСА, ТРИЗ, рекламе. (Возможно, привлечение других преподавателей). Желательно участие специалистов "Алгоритма", "ТРИЗ - ПРОФИ".
Целевой группой являются также руководители и ведущие преподаватели ВУЗов, руководители образования города и края.
Семинары должны служить подготовкой для принятия ответственных решений в образовании края, города, на уровне ведущих предприятий края.
Требуются средства для проведение семинара, организации частной ТРИЗ - школы.
Справку подготовил Дмитриев С.А.
***
Обоснование внедрения ТРИЗ-технологии в МОУ СОШ №22
В течение 10 лет МОУ СОШ №22 работает в формате «Изобретающая школа». С учетом этого разработана концепция и программа развития школы, которые включают в себя ближние и дальние перспективы. Разработчиками этих документов стали Дмитриев В.А.- кандидат технических наук, доцент СФУ сертифицированный специалист ТРИЗ международного класса, Дмитриев С.А.- сертифицированный специалист ТРИЗ международного класса исполнительный директор ОО «ТРИЗ-Красноярск», Привалихин С.А. - старший преподаватель СФУ, учитель ТРИЗ школы №22, сертифицированный специалист ТРИЗ международного класса. Этими авторами была разработана авторская сквозная программа РТВ-ТРИЗ-ФСА для 2-11 классов, а так же тематическое планирование по указанному предмету. В настоящее время в условиях перехода школы к инновационным проектно- исследовательским формам работы ТРИЗ превращается из учебного предмета в технологию, применяемую в изучении всех других предметов учебного плана. В нашей школе это уже стало действительностью, практически все учителя прошли курсовую подготовку по ТРИЗ и применяют эффективно эту технологию в учебно- воспитательном процессе.
На период с 2006 по 2010 год была разработана программа развития школы «Школа воспитания творческой личности», целью которой является создание творческой образовательной среды, как основы формирования качеств творческой личности школьников, и в которую входит подпрограмма «Творчество – основа здоровьесберегающей среды в школе» для создания здоровьесберегающей образовательной среды в школьном пространстве, как основы формирования качеств успешной, созидающей, творческой личности школьников. Школа №22 участвовала в 2006 году в национальном проекте «Образование» и Программа развития школы «Школа воспитания творческой личности» получила грант 1 000 000 рублей, в 2007 году подпрограмма «Творчество – основа здоровьесберегающей среды в школе» так же получила грант на сумму 1 000 000 рублей.
Создание инновационных проектов с применением ТРИЗ- технологий приобретает все больший размах в образовательном пространстве школы. Изучение отдельных тем заканчивается защитой групповых и индивидуальных проектов. Разработано положение о творческом экзамене, разработана программа «творчество, здоровье- сберегающая среда», растет количество инновационных социальных проектов. Количество учащихся, занятых проектной деятельностью, увеличивается. В начальной школе стали традиционными проект ИКАРИАДА, и фестиваль изобретательских идей, который объединяет учителей, учеников и их родителей. В основной школе ежегодно проводятся конференции ТРИЗ, в которых участвуют не только «отличники» и «хорошисты», но и дети со средней и слабой мотивацией к учению, подростки с девиантным поведением. Это позволяет уменьшить агрессивность таких детей и повысить мотивацию к собственному образованию.
Благодаря выбранному направлению развития, школа успешно выставляет своих учащихся на районные, городские, краевые, федеральные и международные конференции и конкурсы, имеет достижения районного, городского, федерального и международного уровня.
Результативность.
· Международные - победитель международного ТРИЗ -конкурса "ТРИЗ-2002"
Всероссийские - « Школа года» - 2003, 2004, 2005, 2006,
« Школа XXI века» - 2005 год.
· Лучшее образовательное учреждение Красноярского края -2004
· Патенты на изобретения – 3
· Участие и победы в Международном ТРИЗ -конкурсе
2004 - 2005 г участников 12; победителей 3 (25%)
· Участие и победа в международном фестивале «Шаг в будущее Байкал-2006» - 1 ученик, 1 победитель
· Участие и победы в Краевой конференции НОУ, Краевом форуме «Молодежь и наука» (работы выполнялись по технологии ТРИЗ)
2004 г участников 6; победителей 3
2005 г. участников 8; победителей 6
2006 г. участников 5; победителей 3
2007 г. участников 7, победителей 6
· Участие и победы в городской конференции НОУ «КОСМОТЕХ-XXI век»
2004 г участников 36; победителей 6
2005 г. участников 30; победителей 9
2006 г. участников 20; победителей 3
2007г. участников 15 победителей 5.
· Участие и победы в районной конференции НОУ (работы выполнялись по технологии ТРИЗ)
2004 г участников 15; победителей 5
2005 г. участников 15; победителей 8
2006 г. участников 17; победителей 5
2007 г. участников 15; победителей 3
Общее количество участников и побед 2003 -2007г. в районных конкурсах
168 участников- 29 побед
Участие в школьной конференции НОУ (2003-2007) – 476 участников старших и младших классов.
Количество участников проекта ИКАРИАДА
2006 г. – 256 учащихся 1-4 классов,
2007 г. - 285 учащихся1-4 классов, и 30 учащихся 5 классов
Руководитель проекта «Изобретающая школа» Привалихин Сергей Александрович, Дмитриев Владимир Анатольевич.
Директор Рюмина Любовь Сергеевна,
Руководитель проекта «Творчество – основа здоровьесберегающей среды в школе» Арасланова Любовь Николаевна
Дмитриев Владимир Анатольевич научный руководитель.
Привалихин Сергей Александрович Руководитель проекта